Когда ко мне приходит пациент с личностным расстройством или пациент с паническими атаками или с ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство), который в России называют невроз навязчивости с ритуалами, или даже пациент с нервной анорексией, мешающей ему стать известным как фотомодель или манекенщик, то он не думает, что у психотерапевтов существует понятие личностного роста.
Обычно пациент, приходящий ко мне на первую беседу, думает, как ему избавиться от имеющих место симптомов.
Существенно важной для развития различных этапов личности человека является теория Абрахама Маслоу. Его учение основывается не на стадиях развития личности, а на потребностях, которые должен удовлетворять каждый человек, стремящий реализовывать свои потенциалы и достичь своего чувства «Я». Целью жизни по Маслоу для человека является самоактуализация, то есть полное развитие и применение своих талантов и способностей.
Потребность в самоактуализации помещается на вершине классической иерархии потребностей Маслоу, которую часто изображают в виде пирамиды.
Маслоу был уверен, что в процессе жизни человек постоянно выбирает своё будущее.
Мы подвержены влиянию нашего опыта отношений с другими людьми, но сами определяем те направления, куда нам следует идти. Мы сами определяем свои цели, которые отваживаемся достигать.
Согласно Маслоу человек может демонстрировать наличие у него потребности в самоактуализации или стремится к её удовлетворению только после того, как будут удовлетворены его потребности более низких уровней, такие как потребность в пище, крове и безопасности. Человек, который живёт в условиях невротической болезни, тревоге и угрозе вряд ли будет озабочен реализацией своего внутреннего потенциала. Человеку необходимо любить и быть любимым, иметь семью, занимать определённое положение в обществе.
Человек любит, чтобы его уважали. Можно слышать, как в алкогольном опьянении два собутыльника обращаются друг к другу: «А ты меня любишь?» Человек нуждается в уважении. Ему хочется, чтобы туповатый самовлюблённый начальник позитивно реагировал на него разными способами, начиная с простого одобрения его способностей и навыков, личных черт и достижений в работе. Было бы неплохо, чтобы циник-начальник отдал должное широкому общественному признанию и известности его коллег. И задумался, как он получил свой пост, который не вечен.
Человеку свойственно стремиться к удовлетворению своих высших когнитивных и эстетических потребностей создания коллекции картин, марок, наслаждению музейным делом, любовью к классической музыке и джазу, посещению филармонических концертов и выставок, и любовью к своему предприятию.
Какие качества человека можно отметить и выделить?
Самоактуализирующаяся личность отличается от других:
1. реалистичностью;
2. врождённым чувством юмора;
3. креативностью;
4. созидательным началом, к чему бы человек ни обращался;
5. позитивной «Я-концепцией»;
6. постоянной, изо дня в день, реализацией своего уникального потенциала в, прежде всего, своей любимой профессии.
Испытывая травмирующие переживания, не считать их травмирующими, считать их мощным допингом к достижению новых важных целей. А в Новый Год поднимать тост: «Да здравствуют существующие завистливые пигмеи, которые помогают мне как мощный допинг!»
В пиковой ситуации, когда человека достают пигмеи, суметь сразу погрузиться в своё любимое дело, не сходить с пути самоактуализации и научить людей, которые обращаются к тебе за помощью, на своём примере обучить методам эффективного преодоления стрессов других. «Любить себя, любить людей, - вот лозунг мой и Солнца». Жаль, что Маяковский вовремя не нашёл себе хорошего и эффективного психотерапевта.
Мои видеозаписи «Пациент-Зеркало» на сайте голанд.рф помогают моим пациентам раскрыть причины (кто довёл вас до невротической жизни такой). Мои «Пациенты-Зеркало», - стоящая как бы в стороне «тень отца Гамлета»,- рассказывают причины возникновения низкой самооценки и потери чувства собственной значимости. Индивидуальная и групповая психотерапия разрешает проблемы межличностных отношений, редуцирует многочисленные симптомы и имеющие место многочисленные проблемы пациента.
Эриксон, Уитбурн, Коннэм, подчёркивают значимость идентичности, под которой понимают самостоятельную оценку человеком наличия у себя разнообразных атрибутов, относящихся к физическим и когнитивным способностям, чертам характера и мотивам, а также к социальным ролям: член семьи (отец, дед), работник, гражданин общества, член «Единой России». Идентичность в течение жизни человека не является статичной. Переживания, знания, опыт человека могут ассимилироваться либо меняться.
Уже на первой беседе у новичка-пациента появляется убеждённость в своей способности достижения желаемой цели, и он впервые знакомится с понятием «личностный рост», к которому ему следует стремиться.
Видеозапись «Пациент-Зеркало» раскрывает суть предлагаемого ему пути. Оценить, а в дальнейшем повторить путь других излеченных пациентов. Под успешным излечением надо понять и уровень достижения поставленных целей (смотрите видеозапись «Пациент-Зеркало» Катя из Кстово), а при личной встрече вы сможете увидеть записи: «Блинчикова», «Кант», «Алла», «Порох», как эти пациенты подводят итоги проведённой психотерапии.
Эти пациенты обладали разными, глубоко укоренившимися личностными чертами. Психотерапия таких пациентов была затруднена в силу их поведенческих проблем и тенденций к реагированию на проблемы. Они были неспособны выдержать сильный негативный аффект, у них наблюдались более выраженные саморазрушительное и суицидальное поведение.
Все они преуспели в профессиональном плане. У них наблюдаются высокие навыки межличностной и эмоциональной регуляции.
Итак, все представленные видеозаписи «Блинчикова», «Кант», «Алла», Катя из Кстово, «БГГ» и другие пациенты, обратившиеся ко мне и успешно закончившие психотерапию, ориентируют новичка-пациента на личностный рост. Это базируется на предположении о том, что каждый человек имеет способности для процесса развития. Однако эти пациенты демонстрируют то, что на их примере можно сделать вывод, что каждый располагает необходимыми позитивными и корректирующими силами – это нормальные процессы развития любой личности.
Осознание этих факторов позволило пациентам Катя из Кстово, «Кант» и другим моим пациентам понять очевидность излечения и личностного роста. Вы можете в этом убедиться, что спустя 7-10 и более лет они подвели итоги своего развитого потенциала, о котором они даже не подозревали, когда обратились ко мне за помощью. Они развили навыки взаимодействия с другими людьми, а также решения всех своих проблем, что также повысило их личностное развитие.
Выступающие на группах психотерапии излеченные пациенты всегда высказывают оптимизм в отношении перспектив дальнейшего развития, умение адаптироваться к изменениям жизненных ситуаций, в особенности к тем, которые вызывают нервное напряжение и тревогу.
Излеченные пациенты приводят примеры, как они рационально находили решение многих проблем на ярких примерах из жизненной практики. Они показывают, как добиваться высоких целей и как конкретно они смогли добиться этих высот, которые они приняли как должное.
Но вначале, чаще всего, к психотерапевтам обращаются пациенты, не уверенные в себе, обладающие повышенной чувствительностью: их положение среди других людей кажется им сомнительным. Даже воображаемая ими ошибка становится поводом для самобичеваний, «самогрыза». Пациент может искать «корень зла» в себе и не находит для себя никаких извинений. Примером может служить наша пациентка Катя из Кстово. Пациенты на 1 беседе могут сказать о себе, что вся их жизнь – сплошные самоунижения, презрение к себе. Они ждут от некоторых окружающих их людей любые оскорбительные действия. Пациенты готовы маскировать своё поведение, которое служит прикрытием внутреннего самоуничижительного отношения к себе.
Остановлюсь на них чуть подробнее.
«Катя из Кстово», как себя помнит, всегда жаловалась на чувство усталости и слабости. Плохо училась. Она была охвачена необоснованным страхом говорить в классе. Никто не слышал её голоса. Замкнутая и тревожная, она после уроков письменно отвечала на вопросы учителей, вплоть до 8 класса. Первая её запись содержит результаты психотерапии в течение 4 недель. Мысли о самоубийстве и желание прыгнуть с 9 этажа оставили её. Вторая видеозапись сделана спустя 7 лет. Она поступала в вуз, окончив школу с серебряной медалью, к удивлению родных, учителей и однокашников. Спустя год стала посещать Лингвистический университет. Утром она была в одном вузе, вечером училась во втором вузе. В 9 классе нашла своей старшей сестре мужа. Знания, полученные в 14 лет, она стала активно использовать в своей жизни, показав, что, оказывается, характер, личностное расстройство можно благоприятно изменить.
«Маугли». Больной с заиканием из города Мурманска. Заикание усиливалось при волнении, при страхе выйти к школьной доске, отвечать возле парты. Поступил в Лингвистический Университет, но заикался и на русском, на английском языках, стеснённо чувствовал себя в магазинах, не мог попросить продавца: «Продайте мне батон хлеба». У него не было друзей, он опасался вступать в разговоры с девушками. После 7-дневного курса 49-часовой интенсивной психотерапии (он был иногородний) был восстановлен в Университете в Мурманске, а потом решил учиться в Нижегородском Лингвистическом Университете. Он смело вошёл в кабинет ректора, обстоятельно объяснил, что желает учиться в Нижегородском Лингвистическом университете. Прошёл собеседование с профессорами Университета и был принят.
Личностные расстройства наблюдаются у пациентов с эмоционально-неустойчивым характером. Часто они бывают агрессивны, могут ругаться, бить посуду, ломать мебель, вступать в драку с окружающими людьми, даже близкими родственниками.
Такие личностные качества стали формироваться у девочки «Юля с чёртом» : она кусала своих родственников и, свалив на пол бабушку, которую только что выписали из хирургии с незажившим послеоперационным швом на животе, скакала на ней верхом и могла бить её по шву ногами. Более агрессивных пациентов, успешно закончивших психотерапию, вы сможете увидеть на дисках во время первой индивидуальной беседы.
Таких пациентов Курт Шнейдер называл «страдающими от собственной ненормальности и своей ненормальностью причиняющими страдания обществу».
О таких пациентах психотерапевты говорят: «Сам страдает и заставляет страдать окружающих». «Личностное расстройство – сотворение человеком самого себя во времени» (Карл Ясперс).
Личностные расстройства у прошедших курс психотерапии, даже во взрослом возрасте, претерпевают значительные успешные метаморфозы (очень значимыми для новичка-пациента могут быть излеченные пациенты, выступающие на групповых занятиях, излечившие 20-40 лет назад и вернувшиеся к здоровой жизни), прежде тяжёлых конфликтов больше не происходит. Все пациенты с различными личностными расстройствами в настоящее время, спустя 20-40 лет, «отвечают атрибутам идеальной личности» (по Карлу Ясперсу), «непротиворечивое мышление и поведение, последовательность и надёжность». На первой индивидуальной беседе новичок-пациент увидит «Блинчикову», «Канта», «БГГ» и других, которых я не выставляю на сайте в интернете, как успешно закончивших психотерапию пациентов из видеотеки, где более 12 000 излеченных пациентов.