В прошлом психотерапия подвергалась суровой критике за недостаток доказательств эффективности. Пациент Я.Г. Голанда, даже имеющий образование в 4 класса, может разобраться в своей болезни в ближайшие 4 часа, и выйти из состояния болезни уже на первой консультативной беседе с Голандом. Но, даже если он совершенно безграмотный, и до него как до "жирафа" информация доходит сутки, то проснувшись утром, он с удивлением может сделать вывод: "Ну надо же, сколько я мудрил!"
Что мне особенно запомнилось здесь?
«Бабушка-Молодец» («Пациент-Зеркало» на сайте имеет образование 6 классов), страдала так называемыми «паническими атаками» по вечерам или ночам 53 года. Она не могла оставаться дома одна и отходить от дома на 10 метров. Её всё время сопровождали поводыри-родственники (страх открытого и закрытого пространства). Возле неё на протяжении 5 десятилетий посменно дежурили близкие родственники. Вечером она, как обычно, вызывала "скорую помощь", ведь начинался приступ «панической атаки», или же она вызывала соседку-фельдшера, которая босиком бежала по снегу и делала ей укол камфоры. В стационарах она не давала спать дежурным врачам, вызывая у них чувство печали и злости.
Что удивительно, - на другой день после первой беседы она проснулась (к её удивлению, к ней вернулся сон, бессонница ее тоже мучила 53 года, у неё был страх, что она может умереть во сне) и прошла, одна, в чужом городе, без сопровождающего, 400 метров до Унивесама. Правда, там у неё возник последний страх, который и был изгнан навсегда: она неожиданно узнала, что булочка стоит 5 000 рублей, тогда как 50 лет назад она стоила 14 копеек.
Прошло 10 лет, она перестала нуждаться в услугах врачей, катается на велосипеде, по рассказам её родственников, которые вслед за бабушкой приехали лечиться к Голанду.
"Оберегов". Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) (или невроз навязчивых состояний с ритуалами, - Ян Генрихович придерживается более «классического» наименования этого расстройства). Он стал инвалидом 2 группы. 8 лет болезни, лечение у психиатров, ошибка диагностики.
Свои ритуалы он перечислял в течение 1,5 часов на демонстрации на факультете усовершенствования врачей Нижегородской Медицинской Академии, где выступала и мать пациента. Этому пациенту с ОКР потребовалось 4 часа первой беседы, когда произошла редукция излечения (разрушение всех ритуалов). Последующие 6 дней он, как уже здоровый человек, получал необходимую информацию: обучился трансактному анализу (ТАА), ознакомился с психотерапевтическими методическими пособиями Я.Г. Голанда, обучился системе саморегуляции (аутотренинг, АТ).
"Юнга Северного Флота". Пациент, страдавший ритуалами 57 (!) лет, избавился от своих страданий за 1,5 часа! Катамнез 7 лет.
"Девочка на резиночке" с 4 лет до 18 лет - масса ритуалов и страхов. И 4 часа беседы привело её к освобождению от болезни. Через 12 лет представлена на Обществе Психиатров Нижегородской области: рецидивов болезни не последовало. Личностный рост.
Мнение о враче, к которому приходит пациент-новичок, создаётся уже на первой беседе. Ян Генрихович стремится к тому, чтобы у новичка-пациента, прежде всего, сложилось мнение о том методе лечения, которое предлагает врач.
Не скрою, самым интересным в психотерапии Яна Генриховича для меня оказались эти видеозаписи ««Пациент-Зеркало»», 12 000 историй излеченных людей методом доктора.
На видеозаписях кассет «Пациент-Зеркало», сделанных на групповых занятиях в клубе, клинике, домах культуры, Кремлевском концертном зале, где проходили занятия мегалогруппы психотерапии, на видеозаписях, сделанных на факультете усовершенствования врачей Нижегородской государственной Медицинской Академии, кафедре психиатрии и психологии, можно увидеть бывших трудных, тяжелых пациентов с многолетним стажем заболеваний, с безрезультным лечением у других специалистов, с неврозами (панические расстройства, страхи, конверсионные расстройства, ОКР (обсессивно-компульсивные расстройства, а также пациентов с нервной анорексией и булимией, с психосоматическими расстройствами (когда страдает душа и тело), как язвенная болезнь желудка, бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, вазомоторные риниты, экземы, и другие психосоматические заболевания, пациентов с психогенными сексуальными расстройствами (вагинизм, фригидность, импотенция) и, наконец, пациентов с гомосексуализмом, сексуальными перверсиями, трансексуализмом. Пациенты рассказывают о том, как они излечились от тех или иных расстройств, высказывают своё мнение о методах лечения, результатах и, конечно, о роли психотерапевта, который с ними сотрудничал, проводя комплексную психотерапию на индивидуальных беседах и в психотерапевтических группах.
Лучше один раз увидеть, чем много раз услышать. Видеозаписи показывают и рассказывают, что такое Ее Величество Психотерапия и как она работает и, конечно, какова роль психотерапевта, как он владеет этой психотерапией. За всю свою многолетнюю врачебную деятельность психотерапевт ни разу не выписал какое-либо медикаментозное средство, так как пациенты данной группы излечиваются только психотерапией.
Видеотека из 12 тысяч кассет Пациентов-Зеркало даёт реальное представление о предлагаемой психотерапии. Я.Г. Голанда — эклектика.
Я.Г. Голанд может с полной уверенностью о себе сказать, что он "эклектик-психотерапевт".
Эклектик, согласно словарю Вебера, - это «человек, который выбирает лучшее из различных доктрин и систем». Психотерапия Голанда - это сочетание всего лучшего, что он придумал, работая с пациентами, а также, конечно, лучшие идеи психотерапевтов, которые стали продолжением его личности с характерными особенностями его как человека.
Кассеты «Пациент-Зеркало» предоставляют новичкам-пациентам возможность познакомиться с методами Я.Г. Голанда.
Кассеты «Пациент-Зеркало» несут новичку пациенту широкие психотерапевтические знания.
Кассеты «Пациент-Зеркало» расширяют кругозор пациентам и их родственникам пониманием практического искусства психотерапии
Исходя из эффективных результатов психотерапии, предложенных на сайте голанд.рф излеченных пациентов на сайте, можно судить не только о глубоких профессиональных знаниях психотерапевта, но и об его знаниях в области литературы, кино, живописи, полученных благодаря фундаментальному образованию и разнообразному многолетнему жизненному опыту.
Его широкий кругозор прослеживается в работе с пациентами, когда необходимо оценить и понять пациента, учитывая его клинику болезни, культурный уровень, образование, особенности культурных условий, где живёт пациент.
На мой вопрос, как происходит понимание пациентами смысла своего лечения, Ян Генрихович рассказал, что «дальновидные образованные новички или интеллектуальные пациенты начинают понимать смысл лечения, и при том избавляются от своих симптомов уже в ближайшие 1,5-2 часа, а то еще и раньше.
Ворошилов, создатель известной игры «Что, Где, Когда», интеллектуальным человеком называет человека, который умеет мыслить. Мне так везёт, что ко мне на первую консультацию приходят эти интеллектуальные человеки-невротики. Правда, психотерапевт Дюбуа 100 лет назад называл невроз интеллектуальным поглупением.
Интеллектуальным человеком может быть продавщица, имеющая 5 классов образования (см. на сайте фильм «Пациент-Зеркало» "Крановщица")».
Да, эта история тоже являет собой впечатляющий пример из практики Доктора.
«Крановщица» выступает на мегалогруппе в Доме культуры медработников спустя 8 лет после излечения. Она страдала 28 лет. Заболела, когда алкоголики-стропальщики в состоянии похмелья не зацепили груз, который упал на алкоголика Дядю Васю. Активно лечилась в хороших клиниках, санаториях. Её болезнь проявлялась в бессоннице, истощаемости, утомляемости, сопровождаемой беспокойством и ожиданием смерти от опухоли в мозге, инсульта или инфаркта. Временами, периодически, она "впадала в депрессию". Ей свойственны были такие невротические проявления: она глохла, слепла, с трудом передвигалась, хватаясь руками за стены, испытывала головокружения, её под руки водили поводыри-родственники, сотрудники по работе. Администрация считала ее жертвой несчастного случая на производстве. Она получала путевки в дома отдыха и санатории.
Были три суда, которые признали виновными стропальщиков, в том числе и "дядю Васю", но его жена писала жалобы на «Крановщицу», обвиняя её в травмах, полученных "дядей Васей". Но когда после третьего суда жена увидела «Крановщицу», которая выглядела хуже, чем "дядя Вася", который получил переломы ног, то она сказала: "Лежачего не бьют" и отказалась продолжать судебные тяжбы. При ходьбе «Крановщицу» "качало", она постоянно ощущала боли, спазмы, мышечные напряжения, спотыкалась.
После первой беседы заснула крепким сном, к своему удивлению, проснулась поздно, сходила в профком, где отказалась от путевки в лучший санаторий Минеральных Вод. В цехе, где она числилась, на работе, сотрудница назвала её "дурой", потому что отказалась от прекрасного санаторного лечения. Но «Крановщица» ответила: "Я лучше закреплю психотерапией произошедшее на первой беседе излечение".
Главный психотерапевт Нижегородской области Ян Голанд лечит людей с неврозами, с сексуальными расстройствами и с психосоматическимим заболеваниями. А здоровым людям вслед за профессором Преображенским Ян Генрихович советует не только не читать газет, но и не смотреть на ночь телевизор.
- Если люди начинают читать газеты, где очень много говорится об убийствах, о насилии, — говорит доктор Голанд, — то у них возникают переживания.
После этих переживаний люди часто стали обращаться к Яну Генриховичу в больницу.
И хотя желтый домик в центре Нижнего Новгорода (не путать со зданием законодательного собрания желтого цвета!) именуется городской психбольницей, доктор Голанд не называет своих пациентов психами. Они для него душевнобольные. По этой причине Ян Генрихович просит людей не зарекаться не только от сумы и от тюрьмы. В кабинет к Голанду приходят по своим нервным делам и местные политики. Ян Генрихович считает, что политики тоже люди. И далеко не железные.
Кто именно обратился за помощью к доктору, Голанд никому никогда не признается. Да и сами пациенты всячески стараются скрывать свои тайные походы в желтый домик. Все они лечатся либо анонимно, либо под псевдонимами. У доктора Голанда есть Могил Могилыч, Валерьянкин, Тазепамкин.
Но есть и такие, которые не скрывают своего имени. Приходит такой пациент в кабинет и представляется
- Я - Сталин. Иосиф Виссарионович.
Недавно был Карл Маркс и Фридрих Энгельс в одном лице. Когда его вылечили от обоих, пациент признался доктору, что хотел получить обед и за Карла Маркса и за Фридриха Энгельса.
Раньше душевнобольные люди хотели походить не только на Наполеона, Сталина - Ленина, но и на директоров продовольственных магазинов. Теперь времена сменились. Директора продмагов оказались не в почете. Их место теперь заменили артисты и ученые.
По - прежнему, среди душевнобольных много царей. Один такой каждый раз подходит к Голанду и говорит
Я Николай Второй. А потом протягивает руку и просит "Дай закурить!"
- Ну что ты за царь, - отвечает ему доктор. - Вот на Сахалине у меня был царь так царь. Он всех убеждал, что халат у него золотой, тапки золотые. А как он ходил! Одно загляденье.
Но чаще всего душевнобольные хотят быть, по - прежнему, похожими на политиков. И на первом месте, по словам Голанда, до сих пор стоит Борис Немцов. Как образец мужественности, мужской красоты. По словам Голанда, он до сих пор секс-символ не только в Нижнем Новгороде, но и в других городах.
Как относится к такой славе Немцов, Голанд не знает. Он с ним не встречался. А вот нижегородскому академику Гапонову-Грехову, Ян Генрихович сказал, что один его пациент стал представляться знаменитым физиком.
- И как он выглядит? - спросил Андрей Викторович. Пришлось доктору разочаровать академика. Псевдофизик оказался маленьким и кривоногим. совсем не похожим на Героя Социалистического труда, директора Института прикладной физики Российской академии наук.
На втором месте после Немцова, если можно так считать, до недавнего времени был премьер - министр Касьянов. Теперь его место занял Владимир Владимирович Путин. А на третьем стала Ирина Хакамада.
- Она человек известный, достигший определенного места в обществе, поэтому многие женщины хотят на нее походить, - объясняет доктор такую известность лидера "Свободной России".
А вот на Зюганова в психиатрической больнице Нижнего Новгорода никто не хочет быть похожим. И на Лимонова тоже. Ян Генрихович Голанд объясняет это просто - некрасивые.